ЙОГА-АДАПТАЦИЯ (УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ХАТХА ЙОГИ И КРИЙЯ ЙОГИ)

 

 

"На основе знакомства с методами разных традиций я выявил два основных отклонения от разумной постепенности в освоении йоги:

 

"1. Перекос в сторону исключительно ментально-духовного развития. Под девизом «Я не тело», будучи еще полностью обусловленными потребностями тела (а часто и болезнями), мы стремимся быстрее высвободить дух из тела. Считаем тело грубой и обременительной частью, а сознание – чистой частью. Такой подход к йогическому совершенствованию, действительно, есть. И те, кому это удается, достигают свободы от обусловленности всем приходящим, и их восприятие не искажает даже бремя телесных недугов. Такие йогины и йогини были и, наверное, есть, но чаще всего это личности выдающиеся.

 

Нам же, чтобы увидеть свои способности, скорее всего, достаточно попытаться спокойно посидеть полчаса и остаться без обеда – мы поймем сильную обусловленность телом и невозможность игнорировать ее бесконфликтно.

 

2. Перекос в сторону «в здоровом теле – здоровый дух». Здесь тоже достаточно быть внимательным и честным в своей внимательности. Система «тело-психика» здорова на 100 % не бывает никогда. Здоровье – лишь временный фактор преобладания анаболизма в метаболизме. И пока наше тело относительно здорово, мы стараемся успеть не только задуматься о смысле жизни, но и обрести его и наполнить им остаток. Как бы мы ни пытались отворачиваться от рассмотрения этих вопросов, ссылаясь на их абстрактность, стоит признать, что жизнь человека, лишенного осознанности, – не жизнь, а истерическое бегство от смерти (как бы красиво это не выглядело это в контексте здорового образа жизни и замысловатых сгибаний тела).

 

Анализ разных школ и традиций позволил сформировать четкую последовательность освоения методов и философских воззрений разных школ, на основании которой возможно избежать описанных отклонений и развить более-менее универсальные навыки для хатха и раджа йоги. Причем имею в виду не только физико-психические навыки, но и понятийный инструментарий, с которым можно идти дальше адаптации – искать свою Школу и своего Учителя, не впадая в сектантство или поверхностный психологизм.

 

Поэтому фундаментом «Йога-адаптации» считаю знакомство с текстами Горакшанатха и Патанджали. Приведу несколько строк из Йога-сутры Патанджали, проясняющие смысл йоги как универсальной дисциплины саморазвития.

 

ЙОГАШ ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХА (йога – это прекращение искажений сознания)

 

Это определение сути йогической дисциплины.

 

КРИЙЯ ЙОГА ТАПАС СВАДХЬЯЯ ИШВАРАПРАНИДХАН (действия в йоге – это подвижничество, исследование, следование наивысшему).

 

Складывая смысл этих двух строк, получаем следующее: высшее в йоге – сознание без искажений, которое нужно обнаружить посредством исследования (свадхьяя), которое, в свою очередь, возможно благодаря практике (тапас).

 

Йогу как таковую можно свести к пятичастным факторам ниямЫ (второй части учения Патанджали). Нияма состоит из:

 

шауча (чистота);

сантоша (удовлетворенность);

тапас;

свадхьяя;

ишварапранидхан.

 

Из этих пяти чистота и удовлетворенность – основа йоги, самая важная составляющая пути, и это же – плод практики. То есть читта вритти ниродха – это шауча и сантоша, где шауча (чистота) – прекращение искажений. Признаком читты, лишенной искажений (вритти) является сантоша (удовлетворенность).

 

Так, если коротко, я вижу принципы йоги, на основе которых сформирован подход к практике в йога-адаптации.

 

Йога-адаптация состоит их трех этапов:

 

Этап 1. Включает 3 части, которые последовательно выполняются в разные дни.

Одна часть (один день) прорабатывает физический уровень (аннамайякоша). Это асаны, осознавание естественного дыхания и прочее, позволяющее выйти на естественное глубокое дыхание и интегрировать его с телом. Цель – укрепить тело, успокоить психику, развить чувствительность к тонким каналам тела (нади).

 

Вторая часть (второй день) больше сориентирована на ментальный уровень (манамайякоша). Это знакомство с разными аспектами сознания (телесным, эмоциональным, интеллектуальным и четвертым сознанием – в практике). Опираясь на последнее, можно помочь эндокринной системе начать восстановление, а психике – высвобождение и отпускание глубоких слоев напряжения. В этот тренировочный день мы также осваиваем очистительные крийя-техники и бандхи.

 

Третья часть (третий день) – знакомство с уровнем энергий в теле (пранамайякоша), отчасти связанных с дыханием. Развитие сорезонирования тела и дыхания, освоение основных аспектов пранаямы (методов использования контроля дыхания и внимания).

 

Этап 2. Состоит из двух частей и содержит индивидуальный подход к особенностям практикующего (каждый будет осваивать обе части, но по-разному).

Первая часть – хатха йога, вторая часть – нада йога.

 

Этап 3. Индивидуально собранная на предыдущем этапе практика с аспектами хатха, раджа и лайя йоги".

Евгений Безруков, преподаватель

РАСПИСАНИЕ КЛАССОВ 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССА ЙОГА-АДАПТАЦИИ

Класс подойдет и начинающим, и опытным практикам.

 

Степень сложности телесной активности определяется способностью поддерживать внимательность без отождествления себя ни с телом, ни с умом. Отсутствие отождествления дает возможность обнаружить, где и каким образом напряжения ума изменяют дыхание, а дыхание передает эти напряжения в тело. А также как фоновые изменения напряженности в теле влияют на состояние ума.

На классе йога-адаптации через практику ищется баланс между естественным расслаблением и адекватным тонусом. Это то самое саттвичное состояние, которое свободно от инертного тамаса и возбужденного раджаса. Это состояние, в свою очередь, может стать основой для медитативного опыта и просто здорового образа жизни.